Лицей № 11 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 11" города Красноярска
660025, ул. Вавилова, 37; т. (391) 268-74-74, (391) 201-50-75; e-mail: licey11@mail.ru

Логин:Пароль: 

Наша история

Календарный график

  Итоговая аттестация  Независимая оценка
     качества


  Вакантные места для приема
     (перевода)
Расписание

Безопасность

 

HotLog Управление образования Кировского района города Красноярска

 
Статья №3 из 13 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП).
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [6].
Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с особыми образовательными потребностями и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования (см. Ст.5 п.1 того же закона).
Особые образовательные потребности (далее ООП) - это потребности детей, которые по той или иной причине затрудняются получить образование, включая детей с физическими и умственными недостатками, детей, испытывающих постоянные или временные трудности для получения образования, связанные с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими факторами [11].
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее обучающийся с ОВЗ)- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [6]
Ребенок-инвалид - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом развитии, подтвержденные медико-социальной экспертизой.
Программа«Обучение детей с особыми образовательными потребностями»направлена на создание эффективной системы включения детей с физическими и умственными недостатками,в образовательный  процесс лицея № 11 с обеспечением успешной психологической адаптации и социализации.
Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». [6]
Наряду с инклюзивным образованием, сохраняется право детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на обучение на дому (см. Ст.41 п.5-6 того же закона)
Статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает также, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения.(см. Ст.17 п.4 того же закона)
В связи с этим в настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с особыми образовательными потребностями зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.
 В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с особыми образовательными потребностями является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.
Одним из основных механизмов достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организациии создание адаптированных образовательных программ обучающихся с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей» [10].
У здорового ребенка начало обучения в школе – это определенный кризис, который в литературе принято называть «кризисом первых недель обучения».  Для ребенка с особыми образовательными потребностями адаптационный период больше по времени и сопряжен с дополнительными трудностями. Ему необходимо научиться самостоятельно решать проблемы, возникшие в результате того или иного дефекта, научиться вместе со здоровыми детьми включаться в разнообразную деятельность, находить ей альтернативу, если ограничения, заданные дефектом, не дадут ему возможности ее выполнения.
У ребенка, обучающегося на дому, этот процесс осложнен отсутствием внешних атрибутов начала нового этапа (школьный класс, звонок, расписание уроков и т.д.), что препятствует переходу его в статус ученика.
Все вышеперечисленное предполагает создание специальной психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Условием эффективности реализации программы является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, популяризация идей интегративного образования.
Невозможно добиться качественного обучения детей с особыми образовательными потребностями без организации системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с особыми образовательными потребностями. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.




20 января 2015 г.

Красноярск, 2005 - 2021