Лицей №11 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 11"
Кировского района города Красноярска


660025, ул. Вавилова, 37; т. (391) 268-74-74, (391) 201-50-75; e-mail: licey11@mail.ru

  Рeгистрация
Логин:Пароль: 
 
 
 
 
 
 

HotLog Управление образования Кировского района города Красноярска

 
 
 

Итоги поисковой экспедиции «Эхо войны»

Сроки проведения: 2-9 июля 2007 года.
Место проведения: д. Петропавловка Ирбейского района Красноярского края.

В ходе экспедиции уточнена и детализирована информация об авиационных катастрофах самолетов у деревни Петропавловка Ирбейского района Красноярского края в мае 1943 года. Данная информация была получена на основе: - Поисковых, исследовательских операций на места падения самолетов, где были обнаружены и частично идентифицированы обломки авиатехники; - Опроса очевидцев катастрофы и их родственников; - Работы в архивах и экспозициях Ирбейского районного краеведческого музея и архива школы деревни Петропавловка.

На основе всего вышеизложенного можно придти к следующим выводам: 30 мая 1943 года, во временном отрезке с 8 до12 часов дня, в районе деревни Петропавловка в грозовой фронт попала перегоночная эскадрилья дальних бомбардировщиков марки ИЛ-4, в количестве шести самолетов. Они летели на фронт с Иркутского авиационного завода.1 Два самолета, после попадания в них молний, потерпели катастрофу. Один упал в болото, второй упал и взорвался в поле. Эти две катастрофы произошли практически одновременно.

В ходе экспедиции удалось выяснить, что в 1943 году Комиссариатом Сибирского военного округа было проведено расследование катастрофы и ее анализ, в ходе которых был произведен сбор останков экипажа одного из двух разбившихся бомбардировщиков, установлены данные на членов экипажей. Однако родственникам погибших летчиков подробности катастрофы сообщены не были.

Подробный анализ катастрофы с полным перечнем членов экипажей двух самолетов был получен из архива Министерства обороны РФ г. Подольска Московской области по просьбе исследователей из д. Петропавловка лишь в 1994-95 гг.

Известно так же, что в 1987 году силами РОВД совместно с райкомом ВЛКСМ была произведена безуспешная попытка подъема бомбардировщика, упавшего в болото. Тогда же были найдены два парашюта, и несколько предметов, принадлежащих экипажу.

Почти через двадцать лет, в 1994 году, возобновились попытки увековечивания памяти погибших летчиков, перенос останков одного из экипажей, разбившегося в поле, с сельского кладбища на территорию мемориального комплекса д. Петропавловка. На могильной плите указаны имена членов двух экипажей, что не соответствует действительности. Тогда же были получены подробные данные по катастрофе двух самолетов из архива МО РФ.

В школе деревни Петропавловка хранится не в очень хорошем состоянии альбом по теме разбившихся самолетов с некоторым количеством документов и фотографий. В том числе, и фотография командира одного из бомбардировщиков К. Соболева, ( фото Коновалова и Кизенкова утрачены). Переписка с родственниками погибших в течение многих лет не поддерживается.

Несмотря на большой объем проведенных в ходе экспедиции работ, остается много неясного. Также наметились перспективные направления дальнейших работ, которые необходимо провести в ближайшее время:

1. Со слов очевидцев катастрофы следует, что в самолете, упавшем в болото, сохраняются останки экипажа. Предположительно трех-четырех человек. После катастрофы местные жители находили лишь фрагменты тел. Их необходимо поднять и идентифицировать, захоронить с воинскими почестями на территории мемориального комплекса деревни Петропавловка.

2. На месте катастрофы самолетов установить памятные знаки с именами членов экипажей и бортовыми номерами самолетов. А это можно сделать только, подняв самолет лежащий в болоте.

3. Восстановить переписку с родственниками погибших членов экипажей.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости продолжения работы экспедиции «Эхо войны» в районе деревни Петропавловка в следующем году.

Примечания:

1. На авиационном заводе № 32 г. Иркутска, эвакуированном из г. Москвы, в 1942 году производились самолеты марок ИЛ-4, ПЕ-2, ПЕ-3, ЕР-2, которые перегонялись на фронт летчиками вспомогательных авиаполков дальнего действия.

Всего за 1942-1944 г.г. авиазаводом № 39 было произведено 869 самолетов ИЛ-4.

Фотографии об экспедиции в д. Петропавловку Ирбейского района Красноярского края.



 
 
Красноярск, 2005 - 2020