Лицей №11 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 11"
Кировского района города Красноярска


660025, ул. Вавилова, 37; т. (391) 268-74-74, (391) 201-50-75; e-mail: licey11@mail.ru

  Рeгистрация
Логин:Пароль: 
 
 
 
 
 
 

HotLog Управление образования Кировского района города Красноярска

 
 
 

Авиационный ленд-лиз

1. Самым массовым самолетом, поставляемым по трассе «АЛСИБ» был самолет типа Р-39 – «Аэрокобра»(4952 экз.) Отношение к этому самолету было неоднозначным: Часть летчиков и специалистов его не одобряли, но большинство из них вспоминают самолет добрым словом, с теплотой и благодарностью за положительные качества, помогавшие одержать победу. Первые «Аэрокобры» прибыли в СССР из Англии, на этих самолетах воевали многие советские асы, такие, как А. Покрышкин ( 59 побед), Речкалов (56 побед) и многие другие летчики. Более 50 полков воевали против фашистов на этих истребителях. Учитывая сложности, с которыми сталкивались наши летчики и техники при эксплуатации ленд-лизовских самолетов, было решено не направлять их после приемки в боевые части до устранения дефектов. Американские инженеры и констукторы с пониманием отнеслись к предложениям советских специалистов по улучшению конструкции самолета. Конструкторами было использована необычная схема компоновки двигателя: он находился за кабиной пилота, к тому же, использовалось трехстоечное шасси с передней опорой, благодаря чему обеспечивался хороший обзор из кабины пилота. Двери в кабину пилота были открывающимися как в автомобиле, для посадки пилота использовалась лишь правая дверь.В случае аварии обе двери отбрасывались, но покидание самолета пилотом было не безопасно из-за хвостового оперения. Приборные доски и арматура кабины в зависимости от модификации машины сильно отличались друг от друга. Хорошие летные характеристики позволили эффективно использовать «Аэрокобры» как многоцелевые истребители, для сопровождения штурмовиков ИЛ-2 , для борьбы с пикирующими бомбардировщиками врага, а также для действия по наземным целям. Дальность полета - до 1000 километров. Разбег – 300 м, пробег – 350 м.Скорость – 580 км в час. «Аэрокобра» считалась немцами наиболее опасным противником и в бой с ней вступали только при численном превосходстве и преимуществе в высоте и внезапности.

2. Истребитель Р-63 «Кингкобра»(2421 экз.) внешне напоминал Р-39, но это был совершенно другой самолет. Одинаковыми были, наверное, только двери пилотской кабины, все остальное: фюзеляж, крыло, оперение, шасси,двигатель 1500л.с.и т.д совершенно иное. К тому же, «Кингкобра» оказалась несколько крупнее «Аэрокобры». В создании истребителя Р-63 принимали участие и советские специалисты, ведь большая часть самолетов этого типа шла напрямую в СССР по ленд-лизу. По своим характеристикам Р-63 резко отличался от всех американских истребителей. Этот самолет соответствовал восточно-европейскому театру военных действий, где шли бои на малых и средних высотах.Дальность полета Р-63 была в 3,5 раза выше чем у Р39,потолок-в 1,5 раза.

3. Широко использовался в СССР в начальный период войны на Карельском и Ленинградском фронтах истребитель Р-40 «Томагаук», «Киттихаук»(в 1942-1943г. почти 80 % общего числа самолетов-истребителей). Первая партия этих машин была отгружена в СССР еще в сентябре 1941 года. Это еще не были поставки по ленд-лизу, эти самолеты были куплены непосредственно за золото ( первая партия составила 20 самолетов). Всего из Англии и США было поставлено 2425 самолета этого типа. Советские летчики оценивали Р-40 выше, чем английские «Харикейны», которые уступали им по всем основным показателям. . Отмечались такие положительные качества машин данного типа, как удобная, просторная кабина с хорошим обзором, хороший, прозрачный фонарь кабины с аварийным сбросом, мощное вооружение (секундный залп 2-х крупнокалиберных и 4-х пулеметов калибра 12,7 мм был в 1,5 раза больше чем у МиГ-3), значительная дальность полета ( 1368 км). Самолет мог долго держаться в воздухе на малых оборотах, это позволяло использовать его для сопровождения и для полетов над морем. Привлекали так же прочность и надежность планера, хорошая защита летчика, простота управления, устойчивость и живучесть. Однако с технической эксплуатацией было много хлопот: отказывали генераторы ( их заменяли на отечественные), нередко отказывали моторы, заклинивали и плавились подшипники, перегревалось масло и прочее. Приходилось дорабатывать маслосистему, не хватало боеприпасов и запчастей. Зимой было особенно тяжело – от холода лопались соты маслорадиаторов, лопались камеры колес, замерзала смесь в гидросистеме. Нередко механикам приходилось собирать у деревенских жителей серебряные ложки для пайки радиаторов. В ПВО Р-40 применяли как самолет-осветитель, т.к. он сбрасывал святящиеся авиабомбы. Использовали его и как истребитель-бомбардировщик для топмачтового бомбометания . Самолет использовался и для визуальной и фотографической разведки .На Р-40 воевали такие известные советские летчики,как Дважды Герои Советского Союза П.А.Покрышев , Б.Ф.Сафонов,П.С.Кутахов,Герой Советского Союза А.С.Хлобыстов (три тарана в воздухе).

4.Истребитель Р-47 «Тандерболт» (196 экз.) в ВВС Красной Армии использовался в частях ПВО,так как истребитель имел неудовлетворительную маневренность в полете.В ПВО самолет был эффективен для перехвата бомбардировщиков,пытающихся прорваться на больших высотах в глубокий тыл.

5.Бомбардировщик Дуглас А-20 «Бостон» (3838 экз.).Широко использовался как фронтовой бомбардировщик,разведчик,минный заградитель,топмачтовик и торпедоносец в морской авиацииЭкипаж 4 человека.Простой в управлении,маневренный,скоростной,с комфортабельной утепленной кабиной летчиков,с бомбовой нагрузкой 1200кг,с достаточным оборонительным вооружением.

6.Бомбардировщик В-25 «Митчелл» (861 экз.)Эффективно применялся в авиации дальнего действия для ночных рейдов в глубокий тыл противника.Был более скоростным и маневренным,лучше вооруженным чем советский аналог Ил-4.,Применялся для переброски грузов для Народно-освободительной армии Югославии и партизан Словакии в 1944г.Применялся как дальний разведчик.Недостаток-большой экипаж-6 человек.

7.Летающая лодка Консолидейтед PBY «Каталина» (186 экз.).Активно использовалась для разведки и охраны конвоев в авиации Северного,Черноморского и Тихоокеанского Флотов.

8.Дуглас С-47 «Дакота» (709 экз.поставлено,более 2000 экз. выпущено по лицензии на Ташкентском авиазаводе).Основной военно-транспортный самолет советских ВВС.Использовался как транспортный для перевозки грузов и личного состава,а также как ночной дальний бомбардировщик.

9.Учебно-тренировочный самолет АТ-6 «Тексан» (82 экз.)Использовался как учебный в запасных полках.



 
 
Красноярск, 2005 - 2020