Лицей № 11 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 11" города Красноярска
660025, ул. Вавилова, 37; т. (391) 268-74-74, (391) 201-50-75; e-mail: licey11@mail.ru

Логин:Пароль: 

Наша история

Календарный график

  Вакантные места для приема
     (перевода)
Расписание

Безопасность

 

HotLog Управление образования Кировского района города Красноярска

 


Для понимания культуры как многопланового феномена исследователи предлагают использовать модель айсберга. «Надводная» часть айсберга – это те элементы культуры, которые легко заметить, осознаваемые, видимые элементы. «Подводная» часть включает неосознаваемые правила поведения, социальные нормы, ценности и их иерархию, нормы невербальной коммуникации и др. Именно они определяют поведение человека. Если использовать эту модель для рассмотрения инклюзивной культуры школы, то «надводная часть» – это организация образовательного пространства в соответствии с принципами доступности и безопасности; адаптированные образовательные программы, специальные методы обучения и воспитания, учебники, учебные пособия, дидактические материалы, технические средства, команда специалистов и т.п.
Эта составляющая культуры точно определяется Н.М. Лебедевой как система представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием устойчивости группы. Именно «подводная часть» составляет сердце инклюзии.
Профессор Стокгольмского университета Ульф Йонсон (U. Janson, 1997) считает, что обучение может называться инклюзивным лишь тогда, когда ребенок включен в культуру образовательного учреждения. Он выделяет три вида культуры, включение в которые важны для ребенка:
1) культура обучения, то есть овладение правилами поведения на уроках, овладение методами, овладение знаниями и т. д.;
2) культура ухода, которая подразумевает владение нормами поведения в образовательном учреждении, нормами общения со взрослыми, принятие ролей, характерных для ребенка в детском саду или школе;
3) культура сверстников, то есть владение языком той группы детей, которая преобладает в детском коллективе, наличие необходимой для общения со сверстниками свободы и автономности и т. д.
Практика работы Лицея № 11 показывает, что только удерживая все три эти направления, можно говорить об эффективности инклюзивного образования для всех участников, вовлеченных в этот процесс. Для детей с особыми образовательными потребностями не менее важно находить правильные формы взаимодействия в социуме, чем знать таблицу умножения или правила написания корней в словах. Для здоровых и сильных станет нормой помочь тем, кто нуждается в их помощи. Этим и обусловлен выбор номинации «Формирование инклюзивной культуры в образовательной организации».
 Описание контингента детей с ООП
Первого сентября в лицее учебный год начался для 1313 учеников, в том числе 40 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них 12 человек не имеют возможности посещать лицей и получают образование на дому. В каждой параллели 2-9 классов есть дети, требующие создания специальных условий.
Статистика:  слабослышащие 1, (6 кл), слабовидящие 1(10 кл),  слабовидящие с кохлеарным аппаратом 1 (2 кл), тяжелые нарушения речи 1 (2класс), нарушение опорно-двигательного аппарата 10,  задержка психического развития 10 (2-4 класс), умственная отсталость легкой степени 4 (4,6,7,8 класс), РАС с сохранным интеллектом 1 (6 класс), иные нарушения 10. Из них 12 человек получают обучение на дому.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик — от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы; от ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Естественно, что арсенал способов, методик и подходов тоже должен быть разнообразен.
Реализация адаптированных образовательных  и коррекционных программ
Актуальным остается поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ООП в соответствии с их образовательными потребностями.
Одним из основных механизмов достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в том числе через создание адаптированных образовательных программ.
Пояснительная записка АОП, помимо заключений специалистов, содержит педагогическую характеристику ребенка: что ребенок умеет самостоятельно, что выполняет с помощью взрослого, и что должен уметь на окончания обучения в этом классе (с учетом его психофизических возможностей). На основании такой характеристики определяются технологии, способы и методы работы с ребенком для достижения целей. Ознакомление родителей с АОП, делает их «соучастниками процесса обучения». АОП может корректироваться в случае ее невыполнения или «перевыполнения». Согласно Положению об адаптированных образовательных программах, это происходит по окончанию (четверти), полугодия по решению ПМПк.
В лицее реализуются адаптированные образовательные программы для детей с легкой умственной отсталостью, детей с ЗПР, слабовидящих и слабослышащих, а также для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Для большинства детей (кроме детей с иными нарушениями) разрабатывается индивидуальный учебный план, в котором наряду с общеобразовательными предметами, расписаны индивидуальные и  групповые коррекционные занятия. ИУП формируется на заседании ПМПк с участием всех специалистов и педагогов, работающих с ребенком.
Описание существующей практики по созданию специальных условий в лицее для детей с ОВЗ.
На основании ИУП формируется индивидуальное расписание ребенка, которое наряду с уроками и занятиями содержит и время психологической разгрузки ученика. Период адаптации детей слабовидящих и с легкой степенью умственной отсталостью, а также детей с индексом 2  (пролонгированное обучение) к школьной жизни, гораздо длительнее, чем здоровых детей. Ни физминутки, ни смена деятельности не помогают восстановить интеллектуальную активность ребенка. В этом случае мы используем элемент «половинка». То есть, ребенок занимается в классе 20 минут, а на следующие 20 минут его забирает специалист для индивидуальной работы, или для снятия напряжения. Смена обстановки, учителя и смена деятельности положительно влияют на восстановление мыслительной активности. Ребенок успешно продолжает обучение в классе. По мере привыкания ребенка к школьному режиму (1-3 четверти), восстанавливается общий режим занятий.
Для детей с задержкой психического развития и детей с нарушением интеллекта эффективны «опережающие» индивидуальные занятия. Как правило, для этого учитель начальной школы использует время, когда класс уходит на занятия, отсутствующие в ИУП ребенка с ОВЗ. Программа ИЗ построена так, что на индивидульном занятии изучается материал, обеспечивающий усвоение ребенком на последующем уроке новой темы, тем самым создавая ребенку ситуацию успеха и комфортности на уроке.
Для обучающихся с нарушением слуха предусмотрены индивидуальные занятия по развитию речи и английскому языку. Тексты диктантов и изложений, новые понятия предоставляются ребенку для предварительного ознакомления.
Для слабовидящих представляем распечатки с укрупненным шрифтом (при отсутствии специальных учебников).
Эффективна для всех категорий детей с ОВЗ, особенно  для детей с нарушением слуха, работа в парах, в том числе парах переменного состава.
В основной школе детей с умственной отсталостью на основные предметы выводим из класса, и с ними работает учитель-дефектолог. Трудовое обучение они проходят на базе Красноярского монтажного колледжа по специальности «переработка продуктов».
Дети-инвалиды, обучающиеся на дому, имею возможность получать дополнительное образование дистанционно.
В лицее выстроена система внеучебной деятельности «Вместе учимся милосердию». Идея заключается в проведению различных мероприятий, в которых принимают участие три группы детей: дети-инвалиды, волонтеры и дети - хозяева мероприятия, (на каждом мероприятии разные) чему-то обучают приглашенных: лепить, танцевать и т.д. Таким образом, круг сверстников, с которыми общается ребенок постоянно меняется и увеличивается.
Описание психолого-педагогического сопровождения
ПМПк для нас это – переговорная площадка: место, где обсуждаются все вопросы инклюзивного образования. Как правило, ребенок с ОВЗ несет много проблем, все они в комплексе и определяют статус ребенка и важно вычленить одну – две, работая с которыми, мы можем изменить текущее состояние. Определение «ведущей проблемы» - цель первого заседания ПМПк по обучающемуся. В соответствии с «ведущей проблемой» планируется работа всеми специалистами и педагогами. У каждого есть свой арсенал способов, методик и подходов, у каждого свои задачи, но программа выстраивается так, что основной целью становится решение этой проблемы. Школьник получает «комплексное лечение». Здесь же формируется индивидуальный учебный план: определяется количество коррекционных занятий, их продолжительность и форма. После этого учебный план обсуждается с родителями (законными представителями) и в случае согласия подписывается договор об оказании образовательных услуг в рамках инклюзивного образования, или вносятся корректировки.
Далее начинается работа по сопровождению ученика: индивидуальные и групповые занятия со специалистами и сопровождение его на уроках. Для детей с нарушением речи на уроках русского языка литературного чтения в первом классе необходим учитель-логопед, который продолжит начатое на уроке на индивидуальных или групповых занятиях.
Сопровождение ребенка на уроках учителем-дефектологом направлено на оказание помощи при выполнении заданий (период адаптации) и диагностику работы ребенка на уроке (не чаще 1 раза в месяц). Результаты такого сопровождения специалистами (помимо выше перечисленных это могут быть сурдопедагог, педагог-психолог) служат основанием для корректировки своих программ, оказания помощи учителю и консультаций родителей. Результаты освоения образовательных и коррекционных программ обсуждаются на заседаниях ПМПк в присутствии родителей (законных представителей).
Описание кадрового обеспечения
В процесс инклюзивного образования в лицее вовлечены 72  педагога,
87% из них прошли курсы повышения квалификации. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование 2 учителя-логопеда, 3 учителя-дефектолога, 2 педагога-психолога. При этом, каждый из нас испытывает дефицит знаний по работе с конкретной категорией детей с ООП. Большую помощь оказывают практико-ориентированные семинары, но и этого недостаточно.
Описание сетевых форм взаимодействия
В этом случае используем ресурсы ЦППМиСП. Специалисты центра «Сознание» работают с педагогами и специалистами по проблеме  обучения слабовидящего ребенка с кохлеарным аппаратом. На март 2018 в центр «Сознание» сделан запрос на экспертизу нашей деятельности относительно этого ребенка.
В прошлом учебном году в рамках сотрудничества с ЦППМиСП № 8 «Эго» работу педагогов и специалистов, работающих со слабослышащим ребенком курировала сурдопедагог центра.
В рамках проекта «Успешное сотрудничество» три ребенка будут заниматься со специалистами ЦППМиСП № 7.
В рамках сетевого взаимодействия с КГБ ПО «Красноярский монтажный колледж» заключен договор об организации трудового обучения по специальности «переработка продуктов» детей с умственной отсталостью лёгкой степени основной школы, обучающихся в Лицее.
Помимо образовательных учреждений, сотрудничающих с нами на договорной основе, налажена тесная связь с различными учреждениями дополнительного образования с целью расширения границ социального взаимодействия детей с ООП (центр детского творчества № 3, студии Кировского ДК, Молодежный центр «Новые имена» и т.д).
Описание специального оборудования
Вход в оба здания лицея оборудован пандусами. 
В здании начальной школы лицея оборудована сенсорная комната для занятий с учителем дефектологом  и педагогом-психологом, а также для снятия состояния перегрузки и эмоционального напряжения у детей с ОВЗ, приобретено учебно-игровое оборудование для  развития познавательной деятельности , развития мелкой моторики, формирования коммуникативных навыков и т.д.
Для снятия физического утомления используем мягкое оборудование (диван, кресло…), коврики и т.д. 
КРООР «Открытые сердца» передали в лицей во временное пользование кресло-подъемник для передвижения по лестницам детей, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Заказаны учебники для детей с нарушением интеллекта и слабовидящих.
Во время длительного отсутствия а лицее, учащиеся с ОВЗ имеют возможность получить рабочее место ученика (ноутбук, принтер, сканер) во временное пользование для дистанционного обучения по договору хранения имущества.




Красноярск, 2005 - 2020