Лицей № 11 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 11" города Красноярска
660025, ул. Вавилова, 37; т. (391) 268-74-74, (391) 201-50-75; e-mail: licey11@mail.ru

Логин:Пароль: 

Наша история

Календарный график


HotLog Управление образования Кировского района города Красноярска

 


Для понимания культуры как многопланового феномена исследователи предлагают использовать модель айсберга. «Надводная» часть айсберга – это те элементы культуры, которые легко заметить, осознаваемые, видимые элементы. «Подводная» часть включает неосознаваемые правила поведения, социальные нормы, ценности и их иерархию, нормы невербальной коммуникации и др. Именно они определяют поведение человека. Если использовать эту модель для рассмотрения инклюзивной культуры школы, то «надводная часть» – это организация образовательного пространства в соответствии с принципами доступности и безопасности; адаптированные образовательные программы, специальные методы обучения и воспитания, учебники, учебные пособия, дидактические материалы, технические средства, команда специалистов и т.п.
Эта составляющая культуры точно определяется Н.М. Лебедевой как система представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием устойчивости группы. Именно «подводная часть» составляет сердце инклюзии.
Профессор Стокгольмского университета Ульф Йонсон (U. Janson, 1997) считает, что обучение может называться инклюзивным лишь тогда, когда ребенок включен в культуру образовательного учреждения. Он выделяет три вида культуры, включение в которые важны для ребенка:
1) культура обучения, то есть овладение правилами поведения на уроках, овладение методами, овладение знаниями и т. д.;
2) культура ухода, которая подразумевает владение нормами поведения в образовательном учреждении, нормами общения со взрослыми, принятие ролей, характерных для ребенка в детском саду или школе;
3) культура сверстников, то есть владение языком той группы детей, которая преобладает в детском коллективе, наличие необходимой для общения со сверстниками свободы и автономности и т. д.
Практика работы Лицея № 11 показывает, что только удерживая все три эти направления, можно говорить об эффективности инклюзивного образования для всех участников, вовлеченных в этот процесс. Для детей с особыми образовательными потребностями не менее важно находить правильные формы взаимодействия в социуме, чем знать таблицу умножения или правила написания корней в словах. Для здоровых и сильных станет нормой помочь тем, кто нуждается в их помощи. Этим и обусловлен выбор номинации «Формирование инклюзивной культуры в образовательной организации».
 Описание контингента детей с ООП
Первого сентября в лицее учебный год начался для 1313 учеников, в том числе 40 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них 12 человек не имеют возможности посещать лицей и получают образование на дому. В каждой параллели 2-9 классов есть дети, требующие создания специальных условий.
Статистика:  слабослышащие 1, (6 кл), слабовидящие 1(10 кл),  слабовидящие с кохлеарным аппаратом 1 (2 кл), тяжелые нарушения речи 1 (2класс), нарушение опорно-двигательного аппарата 10,  задержка психического развития 10 (2-4 класс), умственная отсталость легкой степени 4 (4,6,7,8 класс), РАС с сохранным интеллектом 1 (6 класс), иные нарушения 10. Из них 12 человек получают обучение на дому.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик — от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы; от ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Естественно, что арсенал способов, методик и подходов тоже должен быть разнообразен.
Реализация адаптированных образовательных  и коррекционных программ
Актуальным остается поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ООП в соответствии с их образовательными потребностями.
Одним из основных механизмов достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в том числе через создание адаптированных образовательных программ.
Пояснительная записка АОП, помимо заключений специалистов, содержит педагогическую характеристику ребенка: что ребенок умеет самостоятельно, что выполняет с помощью взрослого, и что должен уметь на окончания обучения в этом классе (с учетом его психофизических возможностей). На основании такой характеристики определяются технологии, способы и методы работы с ребенком для достижения целей. Ознакомление родителей с АОП, делает их «соучастниками процесса обучения». АОП может корректироваться в случае ее невыполнения или «перевыполнения». Согласно Положению об адаптированных образовательных программах, это происходит по окончанию (четверти), полугодия по решению ПМПк.
В лицее реализуются адаптированные образовательные программы для детей с легкой умственной отсталостью, детей с ЗПР, слабовидящих и слабослышащих, а также для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Для большинства детей (кроме детей с иными нарушениями) разрабатывается индивидуальный учебный план, в котором наряду с общеобразовательными предметами, расписаны индивидуальные и  групповые коррекционные занятия. ИУП формируется на заседании ПМПк с участием всех специалистов и педагогов, работающих с ребенком.
Описание существующей практики по созданию специальных условий в лицее для детей с ОВЗ.
На основании ИУП формируется индивидуальное расписание ребенка, которое наряду с уроками и занятиями содержит и время психологической разгрузки ученика. Период адаптации детей слабовидящих и с легкой степенью умственной отсталостью, а также детей с индексом 2  (пролонгированное обучение) к школьной жизни, гораздо длительнее, чем здоровых детей. Ни физминутки, ни смена деятельности не помогают восстановить интеллектуальную активность ребенка. В этом случае мы используем элемент «половинка». То есть, ребенок занимается в классе 20 минут, а на следующие 20 минут его забирает специалист для индивидуальной работы, или для снятия напряжения. Смена обстановки, учителя и смена деятельности положительно влияют на восстановление мыслительной активности. Ребенок успешно продолжает обучение в классе. По мере привыкания ребенка к школьному режиму (1-3 четверти), восстанавливается общий режим занятий.
Для детей с задержкой психического развития и детей с нарушением интеллекта эффективны «опережающие» индивидуальные занятия. Как правило, для этого учитель начальной школы использует время, когда класс уходит на занятия, отсутствующие в ИУП ребенка с ОВЗ. Программа ИЗ построена так, что на индивидульном занятии изучается материал, обеспечивающий усвоение ребенком на последующем уроке новой темы, тем самым создавая ребенку ситуацию успеха и комфортности на уроке.
Для обучающихся с нарушением слуха предусмотрены индивидуальные занятия по развитию речи и английскому языку. Тексты диктантов и изложений, новые понятия предоставляются ребенку для предварительного ознакомления.
Для слабовидящих представляем распечатки с укрупненным шрифтом (при отсутствии специальных учебников).
Эффективна для всех категорий детей с ОВЗ, особенно  для детей с нарушением слуха, работа в парах, в том числе парах переменного состава.
В основной школе детей с умственной отсталостью на основные предметы выводим из класса, и с ними работает учитель-дефектолог. Трудовое обучение они проходят на базе Красноярского монтажного колледжа по специальности «переработка продуктов».
Дети-инвалиды, обучающиеся на дому, имею возможность получать дополнительное образование дистанционно.
В лицее выстроена система внеучебной деятельности «Вместе учимся милосердию». Идея заключается в проведению различных мероприятий, в которых принимают участие три группы детей: дети-инвалиды, волонтеры и дети - хозяева мероприятия, (на каждом мероприятии разные) чему-то обучают приглашенных: лепить, танцевать и т.д. Таким образом, круг сверстников, с которыми общается ребенок постоянно меняется и увеличивается.
Описание психолого-педагогического сопровождения
ПМПк для нас это – переговорная площадка: место, где обсуждаются все вопросы инклюзивного образования. Как правило, ребенок с ОВЗ несет много проблем, все они в комплексе и определяют статус ребенка и важно вычленить одну – две, работая с которыми, мы можем изменить текущее состояние. Определение «ведущей проблемы» - цель первого заседания ПМПк по обучающемуся. В соответствии с «ведущей проблемой» планируется работа всеми специалистами и педагогами. У каждого есть свой арсенал способов, методик и подходов, у каждого свои задачи, но программа выстраивается так, что основной целью становится решение этой проблемы. Школьник получает «комплексное лечение». Здесь же формируется индивидуальный учебный план: определяется количество коррекционных занятий, их продолжительность и форма. После этого учебный план обсуждается с родителями (законными представителями) и в случае согласия подписывается договор об оказании образовательных услуг в рамках инклюзивного образования, или вносятся корректировки.
Далее начинается работа по сопровождению ученика: индивидуальные и групповые занятия со специалистами и сопровождение его на уроках. Для детей с нарушением речи на уроках русского языка литературного чтения в первом классе необходим учитель-логопед, который продолжит начатое на уроке на индивидуальных или групповых занятиях.
Сопровождение ребенка на уроках учителем-дефектологом направлено на оказание помощи при выполнении заданий (период адаптации) и диагностику работы ребенка на уроке (не чаще 1 раза в месяц). Результаты такого сопровождения специалистами (помимо выше перечисленных это могут быть сурдопедагог, педагог-психолог) служат основанием для корректировки своих программ, оказания помощи учителю и консультаций родителей. Результаты освоения образовательных и коррекционных программ обсуждаются на заседаниях ПМПк в присутствии родителей (законных представителей).
Описание кадрового обеспечения
В процесс инклюзивного образования в лицее вовлечены 72  педагога,
87% из них прошли курсы повышения квалификации. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование 2 учителя-логопеда, 3 учителя-дефектолога, 2 педагога-психолога. При этом, каждый из нас испытывает дефицит знаний по работе с конкретной категорией детей с ООП. Большую помощь оказывают практико-ориентированные семинары, но и этого недостаточно.
Описание сетевых форм взаимодействия
В этом случае используем ресурсы ЦППМиСП. Специалисты центра «Сознание» работают с педагогами и специалистами по проблеме  обучения слабовидящего ребенка с кохлеарным аппаратом. На март 2018 в центр «Сознание» сделан запрос на экспертизу нашей деятельности относительно этого ребенка.
В прошлом учебном году в рамках сотрудничества с ЦППМиСП № 8 «Эго» работу педагогов и специалистов, работающих со слабослышащим ребенком курировала сурдопедагог центра.
В рамках проекта «Успешное сотрудничество» три ребенка будут заниматься со специалистами ЦППМиСП № 7.
В рамках сетевого взаимодействия с КГБ ПО «Красноярский монтажный колледж» заключен договор об организации трудового обучения по специальности «переработка продуктов» детей с умственной отсталостью лёгкой степени основной школы, обучающихся в Лицее.
Помимо образовательных учреждений, сотрудничающих с нами на договорной основе, налажена тесная связь с различными учреждениями дополнительного образования с целью расширения границ социального взаимодействия детей с ООП (центр детского творчества № 3, студии Кировского ДК, Молодежный центр «Новые имена» и т.д).
Описание специального оборудования
Вход в оба здания лицея оборудован пандусами. 
В здании начальной школы лицея оборудована сенсорная комната для занятий с учителем дефектологом  и педагогом-психологом, а также для снятия состояния перегрузки и эмоционального напряжения у детей с ОВЗ, приобретено учебно-игровое оборудование для  развития познавательной деятельности , развития мелкой моторики, формирования коммуникативных навыков и т.д.
Для снятия физического утомления используем мягкое оборудование (диван, кресло…), коврики и т.д. 
КРООР «Открытые сердца» передали в лицей во временное пользование кресло-подъемник для передвижения по лестницам детей, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Заказаны учебники для детей с нарушением интеллекта и слабовидящих.
Во время длительного отсутствия а лицее, учащиеся с ОВЗ имеют возможность получить рабочее место ученика (ноутбук, принтер, сканер) во временное пользование для дистанционного обучения по договору хранения имущества.




Красноярск, 2005 - 2021